Авто с пробегом: как выбрать подержанный автомобиль, чтобы владение им не превратилось в мороку?
1 min readВ поиске ответов на эти и им подобные вопросы люди опрашивают друзей и знакомых, а также всезнающий Интернет. И последний, конечно же, не скупится на ответы. Только редко кому из советчиков приходит в голову, что огромное разнообразие классов, типов кузовов, двигателей и трансмиссий, других важных нюансов комплектаций появилось потому, что все люди разные! Разные по семейному положению, по количеству бабушек-дедушек, по темпераменту и водительским навыкам, по месту жительства и дорогам вблизи него, наконец. Поэтому нельзя утверждать, что если мне или моему брату (шурину, тестю, другу и т.д.) машина кажется превосходной, то и вам, уважаемый читатель, она покажется точно такой же.
Есть еще один момент, о котором мало кто из советчиков упоминает: все подержанные машины тоже разные. Даже одной модели и одинаковой комплектации! Причина в том, что разные люди на них очень по-разному ездят и очень по-разному обслуживают. Кто-то ездил по 50 тыс. км в год, но аккуратно и с соблюдением требований из “Руководства по эксплуатации”. А кто-то по 10 км в день, но “на всю железку”, признавая только два положения педалей тормоза и “газа”: “Вкл.” и “Выкл.”. И обслуживал на фирме “Подешевле”, применяя запчасти фирмы “Что попало”. Поэтому с точки зрения надежности будет совершенно некорректно советовать марку или модель автомобиля с пробегом вообще. Можно говорить только в частности – о конкретном экземпляре.
Отсюда следует два вывода. Первый: насколько автомобиль той или иной модели устроит вас или вашу семью с точки зрения потребительских качеств, разгонной динамики, проходимости и т.д., сможете решить только вы сами. Если посмотрите технические характеристики, “пощупаете” его вживую, проедетесь. Что касается нюансов конкретных моделей, особенностей комплектации, ходовых качеств, то тут можно только подсказать, что мы и сделаем в последующих публикациях в нашей рубрике.
Второй вывод: нельзя говорить о надежности и безотказности подержанных автомобилей какой-либо модели в целом. Можно говорить только о конкретном экземпляре модели. Потому что надежности и безотказности в конкретном экземпляре остается ровно столько, сколько их оставили предыдущие владельцы своим отношением к технике. Разнообразные рейтинги надежности в данном случае – это “средняя температура по больнице”, то есть информация малопригодная при выборе автомобиля с пробегом.
На том, как выяснить, сколько в автомобиле осталось надежности, остановлюсь подробнее. Чем больше известно о машине – тем лучше! В этом могут помочь сервисная книжка, заказ-наряды на выполненные работы, накладные на установленные запчасти. Они многое расскажут даже неспециалисту. Не стесняйтесь их потребовать у продавца, если он не ваш близкий родственник и/или у вас нет оснований верить ему на слово. И если почувствуете, что он “стесняется” рассказывать подробности, показывать документы, то лучше откланяться. Продавец наверняка что-то скрывает. А сокрытое может обернуться многими тысячами затрат на ремонт, причем не рублей.
Вне зависимости от того, знаете вы продавца автомобиля или первый раз в жизни его видите, подтверждена ли история эксплуатации машины документами (сервисная книжка, заказ-наряды на выполненные работы, накладные на установленные запчасти) или кроме фразы продавца “Бери! Клевая тачка!” о ней ничего не известно, настоятельно рекомендую проверить техническое состояние автомобиля перед тем, как расстаться с деньгами на его приобретение. Ведь человек или предприятие, продающие автомобиль с пробегом, могут и сами быть не в курсе, что творится в “потрохах” техники, не говоря о тех случаях, когда машина имеет заведомо известные продавцу серьезные дефекты, скрываемые им, что, увы, не редкость. В общем, поговорка “Доверяй, но проверяй!” при покупке подержанного автомобиля актуальна как никогда.
С чего начать? Начать лучше всего с понимания, что автомобиль – сложный технический объект, для оценки состояния которого нужно обладать серьезными профессиональными знаниями, опытом работы и специальным оборудованием. И чем современнее автомобиль, чем выше его класс, тем он сложнее.
Вот вы, например, сможете отличить заводской сварной шов от халтурного или качественное лакокрасочное покрытие от сделанного кое-как? Специалисты это сделать смогут. А, например, оценить установочные углы колес (развал, схождение, кастор), состав отработавших газов, наличие кодов неисправности в системах управления? Этого и я не смогу сделать без соответствующего оборудования! Между тем определить все перечисленное чрезвычайно важно для оценки технического состояния автомобиля и принятия решения о его покупке.
Как видите, чтобы свести к минимуму вероятность приобретения хлама, замаскированного под автомобиль, нужно обратиться к услугам профессионалов, оснащенных всем необходимым. Ведь нераспознанный маленький дефект на кузове может превратиться в очаг коррозии после первой же зимы, а якобы перегоревшая лампа на приборной панели может скрывать серьезную техническую проблему. “Загулявшие” выше допустимых величин установочные углы колес – явное следствие “кривого” кузовного ремонта после тяжелого ДТП, отчего может быть и коррозия, и быстро изнашивающиеся шины, и неадекватная управляемость автомобиля, и отказы дорогостоящих систем.
Однако качество выполнения любых работ зависит от правильности постановки задачи, в том числе задачи по проверке технического состояния автомобиля. Имейте в виду, что такого понятия, как “полная диагностика автомобиля”, в технике не существует, поэтому, чтобы убедиться в исправности того или иного экземпляра автомобиля, поставьте профессионалам задачу правильно, а именно по пунктам, начиная с проверки/диагностики самых ответственных и дорогостоящих в ремонте систем, узлов и агрегатов и заканчивая простыми.
Пункт первый.
Проверка состояния кузова и лакокрасочного покрытия автомобиля с применением аппаратуры для измерения геометрии кузова (как максимум) или стенда проверки/регулировки установочных углов колес (как минимум).
Кузов – самая дорогая в ремонте часть автомобиля. И работы, и запчасти, и расходные материалы – все стоит немалых денег. Если специалисты, выполняя осмотровые и диагностические работы по проверке его состояния, выявляют существенные проблемы, для устранения которых потребуются существенные затраты, проверку можно прекращать и с продавцом прощаться.
Пункт второй.
Проверка исправности двигателя и трансмиссии, целостности уплотнений (сальники, прокладки), диагностика систем управления двигателя и трансмиссии, проверка параметров их работы.
При всем своем профессионализме, опыте и оснащении мы, инженеры, не волшебники. Мы сможем увидеть незамаскированные следы механического вмешательства в двигатель, коробку передач и привод, выявим “обманки”, внедренные в обход вышедших из строя элементов систем управления, проверим функционирование систем. Но выявить наличие “целебных” присадок в агрегатах, проникнуть в них взглядом, найти последствия “экономического” ремонта или последнюю стадию перед критическим износом мы не в силах. Тем не менее проверка очень важна, поскольку в ее ходе выявляются откровенные “косяки”, имеющиеся в двигателе, коробке передач, системах полного привода. И это, увы, не редкость. Если они выявлены – прекращайте дальнейшие работы и прощайтесь с продавцом такого автомобиля.
Пункт третий.
Проверка исправности бортовых электрических и электронных систем. Автомобиль выпуска конца 90-х годов и моложе – настоящий вычислительный центр на колесах, буквально утыканный блоками управления, датчиками и исполнительными механизмами, опутанный шинами данных и управления. От климатических систем и ABS до систем траекторной стабилизации, вмешивающихся в управление двигателем, рулевым управлением и тормозами помимо водителя. Стоимость всего этого хозяйства в целом и каждого компонента в отдельности порой приводит в изумление, поэтому проверить его крайне необходимо. И мы, инженеры, это сделаем. Если в ходе работ по проверке выявятся существенные проблемы – прощайтесь с продавцом.
Пункт четвертый.
Осмотр ходовой части, проверка исправности рулевого управления. Что касается подвесок автомобиля, то, если работы, упомянутые в предыдущих трех пунктах, не выявили существенных проблем, изношенные шаровые шарниры и “порванные” сайлент-блоки – повод для торга с продавцом, но не для отказа от покупки. Ведь наши дороги могут “ушатать” какую угодно деталь! Узнайте у специалистов автоцентра, сколько стоит вышедшая из строя деталь и работы по ее замене, и торгуйтесь на здоровье. Что же касается рулевого управления, то здесь все серьезнее. Текущие или издающие посторонние звуки рулевые агрегаты с гидравлическим приводом или вышедший из строя электропривод усилителя могут потребовать серьезных затрат на ремонт. Поэтому перед принятием решения о торге с продавцом и продолжении проверок, проконсультируйтесь о стоимости запчастей и работ для устранения.
Пункт пятый.
Проверка исправности и эффективности тормозной системы. Тормоза – это ваша безопасность, поэтому проверить тормозную систему будет не лишним. И если неравномерность торможения, или повреждения на тормозном шланге – это еще один повод для торга с продавцом, то “умирающие” вакуумный усилитель или вакуумный насос – повод или для серьезного торга, или для отказа от покупки. Ведь стоимость этих устройств отнюдь не копеечная.
Вот такой вот расклад. Проверяем от сложного к простому, если в каком-либо пункте выявляется серьезная проблема, устранение которой требует больших затрат, то дальнейшую проверку прекращаем и с продавцом прощаемся. И так при выборе любого автомобиля с пробегом, любой марки, любой модели!
Теперь о том, где эти проверки делать и во сколько они могут обойтись. Насчет того где, есть много мнений. Я лично являюсь сторонником услуг или “официалов”, или неавторизованных автотехцентров с хорошей репутацией, специализирующихся на марке, автомобиль которой вы выбираете. Ведь в каждой марке-модели куча технических нюансов! СТО класса “Наша фирма все гайки крутит” их, как правило, знать не знает и нужного оборудования не имеет. АТЦ официальных дилеров и лучшие из неавторизованных сервисов – это не про них.
Что касается стоимости. В зависимости от марки, модели и комплектации машины комплекс проверочно-диагностических работ, который приведен выше, займет по нормативам трудозатрат в среднем от одного до двух с половиной нормо-часов рабочего времени. Умножьте эти цифры на расценки конкретных предприятий, и вы получите ориентировочные цифры расходов на проверку. Сумма может оказаться немалой, в несколько сотен долларов, если автомобиль высокого класса. Но лучше пожертвовать меньшим, чтобы не расстаться с большим.