Угол заноса
1 min readПолтора часа лета от Москвы до Хельсинки, еще час до городка Рованиеми и 250 км на автомобиле на северо-восток страны, в финскую Лапландию. Проделав этот путь, я попадаю в новогоднюю сказку с искрящимся снегом, трескучими морозами и всполохами северного сияния в звездном небе. Лепота! А вот и Йоулупукки, то бишь финский Дед Мороз, с белой бородой до земли, встречает нас у входа в гостиницу. Впереди два дня тренировок на полигоне, один из которых будет проходить на внедорожниках Land Rover, а второй – на автомобилях марки Jaguar.
Вообще школы водительского мастерства Jaguar и Land Rover проводят свои занятия в России, и существуют они сами по себе, хотя и являются партнерами. Так, российская школа Land Rover Experience базируется в Дмитровском районе Подмосковья, в поселке Ильинское, а школа Jaguar Experience проводит свои занятия на Тушинском аэродроме в Москве либо в центре “Автопилот” в подмосковных Мытищах. Целью же нашего мероприятия было ознакомление с зимними методиками обеих школ, и в связи с отсутствием снега в Москве финский полигон подошел для этих целей как нельзя лучше.
Полноприводное счастье
Утром я устраиваюсь за рулем внедорожника Range Rover Sport, на месте пассажира – инструктор. Первое упражнение на укатанном снегу – “змейка” с увеличивающимся шагом. Для начала нужно правильно выбрать траекторию. Поворачивать руль надо заранее и мимо конуса проезжать уже по прямой. Нажатие на педаль акселератора происходит только при распрямлении траектории. Главное – синхронизировать движение рук и правой ноги, и все начинает получаться.
Следующее упражнение тоже “змейка”, но теперь с постоянным “газом”. Цель – специально ошибиться, резким поворотом руля вызвав снос передних колес, а затем исправить ошибку, распрямив траекторию. То есть, если автомобиль сносит на обочину, нужно повернуть руль в сторону.. обочины и затем вновь вернуть его обратно, “нащупывая” предел сцепления шин. В реальной ситуации психологически очень сложно повернуть “баранку” в направлении сноса, а на таких занятиях и вырабатывается необходимый навык. Затем те же самые действия проделываю, двигаясь по кругу.
Вдоволь накружившись, мы направляемся к коридору из конусов, установленных на ледяной площадке. Сейчас мы будем делать “переставку”, или, как это упражнение еще называют, “лосиный тест”. Маневр нужно совершать, сочетая с экстренным торможением. Разгоняюсь, в нужный момент продавливаю педаль тормоза до пола, поворачиваю руль и… тяжелый внедорожник продолжает ехать прямо, сметая конусы один за другим. Ошибка моя заключается в том, что на голом льду маневр следует начинать гораздо раньше. На скорости 50 км/ч руль надо повернуть примерно за 10–15 м до точки смены траектории. Пробую еще раз и опять опаздываю – очень непросто себя заставить вывернуть колеса тогда, когда тебе еще надо ехать прямо. Наконец, пересиливаю свои рефлексы, и маневр проходит как по маслу.
На десерт – движение по укатанному снежному кругу в управляемом заносе. Чтобы отправить автомобиль в боковое скольжение, надо “сломать” его резким поворотом руля под сброс “газа”, либо раскачать его влево-вправо, либо сделать и то и другое одновременно. А затем, нажав на педаль акселератора, “подхватить” скольжение и с помощью руля выставить нужный угол заноса. Пробую – получается! Автомобиль послушно едет боком, а я смотрю на дорогу через боковое окно. Система полного привода пытается вытащить внедорожник из скольжения, перераспределяя тягу на переднюю ось, – я парирую ее действия, поворачивая руль в противоположную от заноса сторону. Тяга уходит назад, и автомобиль хочет развернуться – я кручу руль в сторону заноса. Балансируя таким образом, можно ехать сколь угодно долго. Со временем начинаешь лучше чувствовать “железного коня” и вращаешь “баранку” на гораздо меньшие углы. И тут инструктор говорит, что пора возвращаться на “базу”. День закончился неожиданно быстро.
Заднеприводные тонкости
На следующее утро я сажусь за руль 510-сильного заднеприводного монстра под названием Jaguar XK-R. Перевожу селектор автоматисческой коробки передач в положение “Drive”, отпускаю педаль тормоза и.. автомобиль остается на месте – ведущие колеса полируют лед. Инструктор объясняет, что надо снова выжать тормоз и отпускать его очень медленно, чтобы колеса вращались “внатяг”. Повторяю попытку, и “дикая кошка” медленно трогается.
Снова “змейка”, снова провоцирую снос, но техника выполнения другая. Я резко выкручиваю руль и затем плавно возвращаю его обратно. В какой-то момент колеса цепляются за лед, и автомобиль едет в требуемом направлении. Из-за руля ощущения странные – Jaguar поворачивает влево, а я при этом кручу “баранку” вправо! Немного приноровившись, по команде инструктора при повороте руля добавляю “газ” и сразу же разворачиваюсь на 360°. Мотор мощностью 510 л.с. требует предельно аккуратной работы педалью акселератора даже в обычных условиях, а при почти нулевом коэффициенте сцепления с поверхностью точность должна быть ювелирной. К тому же я опаздываю с коррекцией рулем – его нельзя задерживать в крайнем положении вообще. Только выкрутил “баранку” в сторону поворота – сразу возвращай ее обратно, только очень плавно.
Постепенно начинает получаться – правда, через раз. Затем задание меняется. Теперь мы учимся контролировать занос при 90-градусных поворотах, потом угол увеличивается до 120° и, наконец, до 180°. Сколько раз меня разворачивало, я не помню, но за целый тренировочный день таких случаев набралось несколько десятков. Впрочем, остальные участники “вертелись” ничуть не меньше. Зато под конец занятия я с автомобилем прямо-таки сроднился, стал чувствовать малейшие нюансы его поведения и научился балансировать на тонкой грани. Мы с ним стали единым целым, а значит, организаторы мероприятия своей цели добились.