Тест-драйв Chery Bonus 3 (поколение I) — Бонусы и минусы
1 min readВся фотосессия
На нашем тесте – очередной представитель «амбициозной» линейки китайских автомобилей Chery – модель компакт-класса Bonus 3
Прямо скажем, нелегкую задачу поставили перед собой китайцы. Атаковать легкой фигурой в то время, когда сдают позиции средние и крупные? Впрочем, легкие пока держатся, а если и отступают, то не так интенсивно. Совсем недавно их ряды пополнил японско-российский Datsun on-DO. Получили новые «мундиры» французско-российские Logan, Sandero и Sandero Stepway. Стойко держат оборону вазовские «Гранты» и «Калины». В общем, у китайского третьего «Бонуса» немало соперников среди «легкой кавалерии».
Что же может он противопоставить им? Прежде всего, продуманную и симпатичную внешность. В плане дизайна его можно смело сравнивать с новым «Логаном», а в профиль он напоминает Toyota Corolla предыдущего поколения. Более чем 500-литровый багажник «Бонуса 3» (наконец-то проектировщики кузовов поняли, что для покупателя компактного автомобиля объем багажного отделения – один из важнейших параметров) не висит нелепым «курдюком», как у некоторых одноклассников. На первый взгляд, «китаец» выглядит очень складно и даже почти солидно среди моделей нижнего ценового сегмента.
Без особых амбиций
Но второй взгляд показывает, что выглядеть-то он выглядит… А практичность? Передний свес получился длинным, и бампер, окрашенный в цвет кузова, расположился на уровне 180 мм над землей. Вроде, показатель кроссовера, но со стороны кажется, что бампер висит опасно низко. Сзади дело обстоит лучше: бампер установлен высоко, пространство под ним составляет 33 см. Но кто додумался расположить датчики парктроника на высоте аж 58 см? Ведь из-за этого автомобиль плохо «видит» многие препятствия, оказывающиеся сзади, например, высокие бордюры или низкие ограждения. Нетрудно и упереться.
15-дюймовые колеса с шинами 185/60 органично вписались в колесные арки объемного кузова «Бонуса 3». Диски из легкого сплава, — и это плюс. Под фальшполом багажника прячется полноразмерное запасное колесо, правда, уже на стальном штампованном диске. В его углублении – небольшая сумочка с инструментом для замены колеса, такая же, как в «старшей» модели Arrizo 7.
В целом, во внешности автомобиля нет ничего «кричащего», никакой броской и вычурной «китайщины». Bonus 3 выглядит вполне «своим» на стоянке среди моделей-одноклассниц более именитых фирм, и неудивительно: его «рисовали» в дизайн-студии Pininfarina. Приятно отметить, что звук его двигателя на холостом ходу тоже не «лезет в уши» стороннему наблюдателю. Работающий мотор чуть лучше прослушивается спереди и с правой стороны автомобиля, а вот с левой – практически «молчит». Видимо, потому что он «отделен» от слушателя аккумулятором и корпусом воздушного фильтра. А сверху на нем закреплена пластмассовая «плита». Капот изнутри имеет шумоизолирующую панель – это плюс. А вот отсутствие какой-либо защиты моторного отсека снизу – минус. Здесь нет даже легкого брызговика из пластика, и неудивительно, что брызги грязи заметны и на бачках с техническими жидкостями, и сверху на «плите» мотора.
Салон тщательно продуман компоновщиками и дизайнерами. Торпедо выглядит однозначно солиднее, чем у многих иных компактов российского рынка. Пластик повсюду, конечно, жесткий, но к сборке – никаких претензий. Ни увеличенных либо неровных зазоров и стыков, ни торчащих заусенцев или материалов, которые должны быть невидимы. Бокс-подлокотник между передними сиденьями не «люфтит» и не скрипит. Двери захлопываются с приятным мягким звуком. Ничего не скажешь – «амбициозная» линейка!
Только вот центральная вставка на торпедо, выполненная из блестящего черного пластика, на почти новом автомобиле уже заляпалась и поцарапалась. Вычистить мусор из подстаканников между передними сиденьями можно только с помощью пылесоса: внутренняя накладка не вынимается. Перчаточный ящик безбожно мал, а на задней стенке его еще и торчит большой полукруглый выступ, видимо, огибающий мотор «печки», расположенный позади бардачка.
Ярко-синие шкалы приборов вновь (на «китайцах» нам уже встречалось такое) словно бы отпечатаны на бумаге, а изображение нанесено крупным растром. Вдобавок, глубокие колодцы, в которых разместились спидометр и тахометр, еще и частично светлые, что в сумерках и ночью визуально увеличивает ярко-синие круги перед глазами водителя. А какими маленькими выполнены указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости! В общем, эта «иллюминация» совсем не красит автомобиль. Тут китайцы словно бы не уловили общемирового тренда – возвращения к максимально ПРОСТЫМ комбинациям приборов, с черными шкалами и белыми цифрами. Исключения редки, и большей частью они являются данью фирменным традициям. Надеюсь, что ядовито-синяя подсветка и «бумажные» шкалы не станет фирменной традицией компании Chery.
Бортовой компьютер, с помощью которого можно оценивать мгновенный и средний расход топлива, контролировать пробег на остатке бензина в баке, а также отслеживать приближение к объектам во время движения задним ходом (он превращается в экран парктроника) — это очевидный плюс. Несмотря на блеклость экранчика и цифр, показания борткомпьютера считываются хорошо. Но – опять же – хотелось бы, чтобы и этот экран был черным, а цифры на нем контрастно белыми.
Магнитола – тоже с дисплеем из прошлого. Голубой экран с огромными белыми цифрами похож на тот, что был (и до сих пор есть) на кроссовере Tiggo FL. Эту «цифирь» различишь даже при ярком солнечном свете. Зато в остальном «музыка» вполне современна, а кнопочки и рукоятки магнитолы и вовсе достойны отдельной похвалы – почти как в европейских автомобилях, все четко, упруго, с минимальными зазорами между кнопками. И «звучит» все это очень неплохо для бюджетной модели. Единственное, чего не хватает – это возможности «коннекта» магнитолы с телефоном по протоколу «Bluetooth».
Сиденья в «китайце» из кожзаменителя приятной фактуры. Очень похожие передние кресла установлены в Arrizo 7, только набивка у «бонусных» кресел явно мягче, а регулировки только механические. И какой же холодный этот «кожзам» при наружных температурах ниже -20 градусов. Подогрева сидений здесь нет, как и в «старшей» модели, и это существенный недостаток! Тем более, что зимой салон третьего «Бонуса» прогревается о-очень долго. Думаете, что, пока вы будете очищать кузов от снега и отскребать наледь со стекол, внутри станет тепло? Ничуть не бывало! Согреетесь только когда поедете. Да и тогда, поверните регулятор температуры на максимум тепла и не меняйте этого положения, даже если станет жарко. Потому что стоит сдвинуть его хоть на деление в обратную сторону, как сразу подует холодом. Похоже, настройки «климата» — это пока проблемная область для многих автомобилей Chery.
Посадка за рулем оптимальна для людей среднего роста. Для высоких в «Бонусе 3» низковат потолок. Даже установив сиденье в крайнее нижнее положение, вы все равно будете ощущать макушкой близость потолка. От него до подушки кресла (в нижнем положении) 95 см – немного. Обычно этот показатель больше. Я попробовал поднять кресло до упора вверх: его ход по высоте составил целых 3 сантиметра!
Пожалуй, низко расположен и руль. Он регулируется по высоте, но, на мой взгляд, поднимается недостаточно. И обод у него, несмотря на кожаную отделку, тонкий. Впрочем, это индивидуальные предпочтения. Зато руль не закрывает приборы, диаметр у него большой, а на спицах расположены подсвеченные кнопки управления магнитолой – и это все плюсы!
Мотор «Бонуса 3» – полуторалитровый бензиновый агрегат семейства ACTECO мощностью 109 л. с. Характеристика у него своеобразная. Пик мощности, согласно технической характеристике, приходится на 6000 об/мин, а красная зона на тахометре начинается на 5500 об/мин…
Вот еще замеры и показатели. Длина подушек передних кресел – 51 см. Маловато? Дальняя дорога показала, что ноги без дополнительной «подколенной» поддержки не устают. Вот сзади хуже: подушка здесь длиной всего 46 см. Но места для коленей при посадке за водительским креслом лично мне хватило даже тогда, когда это кресло было отодвинуто до упора назад. В этом случае расстояние от спинки заднего сиденья до спинки переднего составляет 71 см (мне при росте 182 см хватило бы и 61 см). Высота сзади тоже невелика: от подушки до потолка – всего 88 см, и это в «выемках», отформованных в подушке для двух пассажиров. В центре расположен валик высотой целых 4 см. Среднему пассажиру сидеть на этом выступе будет неудобно. В то же время пол тут ровный, и для ног сидящего по центру пассажира это плюс.
По ширине салон сзади тоже невелик: на уровне стекол – 139 см. Спереди чуть шире – 141 см. Спинку заднего сиденья можно легко сложить, причем, по частям (1:2), нажав кнопки на верхних торцах этих самых частей. Они ложатся на подушку ровно, образуя горизонтальную плоскость для груза, но она заметно возвышается над полом багажника: ступенька получается – ого-го! Точно так же, с большой ступенькой, складывается спинка у Chery Tiggo FL. Прямо скажем, не по-пенсионерски, не по-дачницки. Думаю, это будет большим минусом для практичных покупателей.
Объем багажника у Bonus 3, по меркам класса, не рекордный: 565 л. Расстояние от заднего порога до спинки заднего сиденья по полу – 94 см. А до спинок передних сидений (если сложить задние) – 177 см. Длинномеры войдут. Погрузочный проем по вертикали невелик: 39 см, — но маленьким он не выглядит. Открыть крышку багажника можно кнопкой на панели либо на ключе-брелоке. При нажатии кнопки разблокированная крышка весело подпрыгивает на приличную высоту. А вот для закрытия крышки приходится хлопать ею с немалым усилием. И петли ее глубоко выступают внутрь багажника – это минусы.
Загрузите балласт
На первых же метрах пути Chery Bonus 3 заявляет о себе, что он – типичный городской автомобиль. Высокая маневренность не раз помогала ему с легкостью «вписываться» в узкие парковочные места и затем «выписываться» из них. Легкий руль, оснащенный гидроусилителем, совершает всего три оборота от упора до упора, и «Бонус» оперативно отвечает на управляющие действия. Правда, несмотря на то, что площадь остекления кузова кажется большой, обзорность изнутри не лучшая. Подоконная линия расположена высоко. Наружные зеркала маловаты. Внутрисалонное зеркало очень уж «сферическое», отчего при взгляде в него (а оно расположено очень близко к глазам водителя) с непривычки слегка кружится голова. Кромка крышки багажника в него не видна. Хорошо, что есть парктроник, пусть его датчики, как мы уже отметили, и расположены высоковато. Но все равно четыре датчика – это плюс. Как и то, что обзор вперед не загроможден капотом и передними стойками кузова – они здесь не слишком толстые.
На свободных улицах китайский «Бонус» пытается играть в спринтера. Уж очень резво он стартует с места, прямо рвется в схватку. Педаль «газа» у него не задемпфирована ни в малейшей степени, и этот ее характер вкупе с не очень информативным приводом сцепления может создать неудобства для начинающего или неопытного водителя. Этими двумя педалями приходится «играть», чтобы не заглушить мотор, особенно при старте в горку. Системы противоотката здесь нет.
Мотор пока единственный – полуторалитровый бензиновый агрегат семейства ACTECO мощностью 109 л. с. Характеристика у него своеобразная. Вроде бы, пики мощности и крутящего момента (140 Нм) расположены на «верхах» – на 6000 и 4500 об/мин соответственно. Но при этом в начале движения у вас создается ощущение, что двигатель «подхватывает» с самых «низов», примерно с 2000 об/мин. На самом деле это всего лишь ощущение: разгон (подхват) начинается только с 3000-3500 об/мин. На более низких оборотах мотор способен тянуть, но не более. На более высоких – от него больше шума, чем разгона. Интересная особенность: пик мощности мотора приходится на 6000 об/мин, а красная зона на тахометре начинается на 5500 об/мин…
Эх, сюда бы великолепную эластичность пары «мотор плюс коробка» от Chery Arrizo 7 – ан нет ее. В пробках приходится «шуровать» рычагом переключения, выбирая то первую, то вторую, то опять первую передачу. Коробка передач тоже пока единственная – пятиступенчатая «механика». Вроде бы, у себя на родине, в Китае, автомобиль комплектуется еще и бесступенчатым вариатором, у нас таких версий пока нет. Хотя на наш рынок поступают машины, собранные как в Поднебесной, так и на черкесском заводе «Дервейс». Нам на тест достался китайский экземпляр.
Хотя рычаг переключения очень похож на «арризовский» и в руку ложится так же удобно, передачи в третьем «Бонусе» «втыкаются» не так четко и приятно. Впрочем, это в сравнении. Если оценивать качества механизма переключения передач, без параллелей со «старшим братом», они отменны, — мимо передачи не промахнешься, никаких посторонних звуков при переключении нет, рычаг перемещается упруго и не «люфтит»… Чего еще желать в автомобиле этого класса? Да и рука находит опору на центральном подлокотнике, и это тоже плюс. Минус появится, если вы установите в подстаканник большую бутылку с каким-нибудь напитком – она будет мешать. Но большая бутылка сюда и не войдет, подстаканники имеют небольшой диаметр.
В целом, к немного «нервному» характеру автомобиля можно привыкнуть. Научившись играть его органами управления, вы получите вполне динамичный и в то же время экономичный городской седанчик. До сотни он разгоняется чуть больше чем за 11 секунд. При этом до городских 80 км/ч реально «добраться» секунд за семь. Расход 92-го бензина в пробочном мегаполисе на уровне примерно 9 л на 100 км – очень неплохой показатель. К тому же автомобиль компактен, но при этом весьма вместителен. Так получилось, что предновогодние и посленовогодние закупки продуктов в супермаркетах мне довелось совершать именно на нем. И его багажник «поглощал» немало сумок, пакетов, коробок. А сравнительно узкий погрузочный проем, в общем-то, не так уж сильно мешал их размещению.
Надо сказать, багажник третьего «Бонуса» не только можно, но даже и нужно загружать основательно. Взгляните на заднюю колесную арку незагруженного автомобиля – запас хода у задней подвески немалый. А дополнительная загрузка добавит седанчику курсовой устойчивости на трассе.
Да, этот «горожанин» лучше подходит для дальних (например, дачных) поездок, когда он основательно загружен. Когда в багажнике пусто, а под колесами раскатанный или разжиженный реагентами снег, на «Бонусе» очень приятно «хулиганить», пуская его в легкие и непродолжительные заносы. Чуть больше «газа» в повороте, чуть резче сброс — и «корма» слегка плывет. Контролируется этот процесс без особого труда – явный плюс. Хотя система стабилизации не предлагается даже в дорогой версии Comfort — и это минус. Ведь столкнуться с заносом или сносом передней оси можно и невольно, вспомним о не очень информативных приводах агрегатов.
Мой совет – используйте «грузовые» возможности этого автомобиля. В конце концов, придумайте какой-нибудь временный балласт на зиму.
Динамика на трассе у китайской модели не слишком впечатляющая: с 80 до 120 км/ч он «добирается» примерно за 18 с. Зато расход топлива на трассе очень неплохой: от 6,3 до 6,5 л на 100 км (это практически соответствует официальной технической характеристике автомобиля). Правда, объем топливного бака здесь – всего 42 л.
А как насчет привода тормозной системы? Назвать тормоза третьего «Бонуса» цепкими – значит сильно погрешить против истины. Мягкие они здесь, даже чересчур. Приходится привыкать не дозировать усилие на педали, а наоборот, прикладывать это усилие со всем удовольствием. Впрочем, и к этому тоже быстро привыкаешь. Как и к раннему (но стабильному) срабатыванию ABS.
Есть у тормозов «Бонуса» и еще один минус. Сзади здесь применены барабанные механизмы, так вот, в морозные дни их колодки склонны к «прихвату». В принципе, с подобной проблемой можно столкнуться практически на любом автомобиле. Не зря в мороз, рекомендуется по возможности оставлять автомобиль на передаче, а не на ручнике. Но у Бонуса проблема особенно выражена. Очень неприятно! Сумеете отогреть механизмы горячей водой, принеся из дома электрочайник, – влага частично останется внутри барабанов, и на следующей остановке колодки снова примерзнут. А не будете пользоваться «ручником» – тросик его привода может закиснуть в оболочке, тоже беда. Да и бывают случаи, когда «ручник» при остановке просто необходимо задействовать, например, на уклоне. В общем, зря я грешил на китайские модели, у которых были сзади дисковые тормоза, а привод «ручника» располагался открыто, снаружи. Пожалуй, на них проблема примерзания колодок стоит далеко не так остро.
Испытание русской зимой
Зимой дачные поездки случаются не так часто, как в теплое время года. К тому же предновогодние дни «порадовали» москвичей и мощными снегопадами, и жестокими морозами. ГИБДД призывала водителей откладывать дальние поездки, на трассах стали сооружаться временные пункты обогрева. Машин на дорогах действительно поубавилось.
Но что делать, если ехать надо? Несмотря на ночь, пургу и мороз. Багажник загружен, родственники в заметенной снегом глубинке ждут посленовогодних «бонусов»… Проверим, как справится китайская модель с настоящей русской зимой.
Первые километры трассы кажутся легкими. Еще бы: сверху льется яркий свет фонарей, покрытие в ближайшем Подмосковье отлично очищено от снега, мимо на огромных скоростях проносятся мощные премиальные кроссоверы, так что, вроде бы, тоже можно «притопить». Но вот освещенные участки остаются позади, шоссе начинает заметать свежий снежок, и даже полноприводные машины вынуждены снижать скорость. В сотне километрах от столицы их уже почти нет, а в двух сотнях любая встречная или попутная машина кажется случайно встреченным спутником в необъятном космическом пространстве. И это только половина пути…
Между тем, в салоне «Бонуса» уютно и тепло (а за бортом около -20). Регулятор температуры «печки» — на максимуме, а вот обороты вентилятора – на позиции «1», этого вполне хватает. Стекла дверей чуть обмерзают по нижним кромкам, но это не критично и обзору не мешает. Ветровое стекло чистое, и щетки дворников отлично справляются со своими обязанностями. Большие фары, как выясняется на остановках, загрязнены, и все же свет пробивает пленку грязи, и видимость в темноте неплохая, даже с ближним светом, а с дальним – так просто отличная. Неплохо работают и «противотуманки», во время снежных зарядов они особенно кстати.
В салоне играет музыка, мы взяли с собой большой запас компакт-дисков, но можно воспользоваться входами USB и AUX. Они удобно расположены под центральной консолью, никуда не надо тянуться, выворачивая руку и отвлекаясь от дороги. В наших условиях нельзя отвлечься и на секунду! Между нашей и встречной полосой уже образовался снежный бруствер, а снегоуборочная техника, хоть и «под парами», но пока отстаивается на площадках вдоль трассы, видимо, ждет, когда дорогу занесет более основательно. Так что на обгоны надо выходить крайне осторожно, потому что на межполосном бруствере «Бонус» начинает заметно и опасно рыскать.
На открытых местах на автомобиль обрушиваются порывы бокового ветра, дополнительно сбивая его с курса. То и дело приходится подруливать, восстанавливая курс. Но делать это надо максимально осторожно, потому что на покрытии уже немало снега, и делать резкие движения опасно. Автомобиль охотно следует за рулем, и невольно хочется сбросить «газ» и даже притормозить, что на переднеприводной модели в таких условиях нежелательно. Хоть багажник и загружен, «Бонус» несколько раз все же пытается вильнуть в сторону.
Впоследствии выяснилось, что и раскисшая снежная каша на асфальтовом покрытии третьему «Бонусу» тоже не по душе. Может, «виноваты» нешипованные шины Dunlop Maxx? Мне кажется, в этих условиях шипы обеспечили бы лучшее сцепление с дорогой.
Динамика на трассе у китайской модели не слишком впечатляющая: с 80 до 120 км/ч он «добирается» примерно за 18 секунд. Возможно, в теплое время года этот показатель улучшится (на скользкой зимней дороге разгоняться в режиме «газ в пол» опасно, да и скорости около 120 км/ч не для этих условий). Зато расход топлива для таких условий очень неплохой: от 6,3 до 6,5 л на 100 километров (это практически соответствует официальной цифре в технической характеристике автомобиля). Правда, на одном баке топлива все равно далеко не уедешь: его объем – всего 42 л.
Тормоза третьего «Бонуса» – мягкие, даже чересчур. Приходится привыкать не дозировать усилие на педали, а наоборот, прикладывать это усилие со всем удовольствием. Есть и еще один минус. Сзади здесь применены барабанные механизмы, и их колодки в морозные дни склонны к «прихвату» к барабанам.
Что за подвеска у китайской модели? Спереди – стойки «МакФерсон», сзади — полунезависимая, со скручиваемой балкой. Не верьте некоторым популярным автомобильным Интернет-сайтам, утверждающим, что сзади у «Бонуса» – независимая многорычажка. Это не так, я залезал под него. И обнаружил, кстати, что просвет под нижними чашками задних пружин составляет не более 130 мм. Между тем, заявленный производителем дорожный просвет «Бонуса» – 151 мм.
Подвеска у «Бонуса» жестковата. Двигаясь по почти не чищеным улицам небольшого районного центра, по толстому слою раскатанного снега и льда, я стараюсь пропускать между колесами полностью ледяные темные колеи – на них при малейшем касании педали тормоза стрекочет ABS, но торможения почти нет. Приходится держаться снега. Получается очень тряско, так как под ним скрыто много неровностей, в том числе наглухо заметенные «лежачие полицейские». Но замедление в случае необходимости происходит более надежно. На расчищенных дорогах жесткость подвески не досаждает ни пассажирам, ни водителю.
Третий – не лишний
Прямо беда с этими тестами… Покатаешься на автомобиле с неделю – и поневоле привыкаешь к нему, перестаешь обращать внимание на недостатки, и оценки начинают казаться необъективными. Смотрю на чистенький, отмытый от дорожной грязи Chery Bonus 3 – а ведь симпатичный он, без натяжки! Пропорциональная «фигура», приятный цвет, интересные детали передка, объемный, но не слишком выпирающий багажник. Выглядит не хуже «именитых» конкурентов.
Но при этом багажник получается непрактичным из-за ступеньки, образующейся при складывании спинки заднего сиденья. У конкурентов-седанов такой проблемы часто нет. Не предусмотрена ESP, мультимедиасистема могла бы быть поинтереснее — с сенсорным дисплеем, навигацией и многочисленными развлекательными возможностями.
Есть ли у третьего «Бонуса» какие-либо решающие плюсы, которые однозначно говорили бы в его пользу? Нет. На мой взгляд ни одного, кроме приятной, сбалансированной внешности. Дешевизной «китаец» тоже не берет: версия Comfort обойдется покупателю примерно в 480 тысяч рублей, что примерно соответствует стоимости наиболее «упакованных» моделей АвтоВАЗа.
Но ведь и каких-либо катастрофических недостатков у этого автомобиля не обнаружилось. Наиболее существенный, замеченный мной – это не слишком цепкие нешипованные шины Dunlop Maxx. Но покупатель может выбрать модель шин по своему вкусу. А не слишком передовую магнитолу «Бонуса», думаю, нетрудно заменить на какой-либо более современный аппарат размера 2DIN – как раз войдет.
По ходовым качествам эта модель не проигрывает конкурентам – в этом классе у всех немало своих «тараканов». Что же касается общей надежности «китайцев», об этом сложно судить. Во всяком случае, собран Bonus 3 на совесть. Думаю, сегодня надежность больше зависит от владельца, — на наших дорогах нетрудно быстро «убить» и престижный внедорожник.
В общем, брать или не брать Bonus 3 – дело вкуса. Минусы у него есть, «бонусы» тоже. Остается решить: этот стакан наполовину полон или наполовину пуст?
- Автор Андрей Ладыгин, обозреватель портала «MotorPage»