Турецкая фирма с уголовным прошлым претендует на 85 миллиардов гривен от «Укравтодора»
1 min readРекордный бюджет для отечественных дорог: в этом году в Украине на строительство и ремонт дорог выделили 107 миллиардов гривен. 85 из них — для «Укравтодора», который уже озвучил наполеоновские планы на 2020-й — отремонтировать 4000 км дорог. И кому «Укравтодор» планирует доверить эту миссию? И с помощью которых схем компании-гиганты «пилят» бюджетные миллиарды? Расследовала Алла Легеза.
Самая популярная схема — банальная экономия на строительных материалах, что происходит на объектах строительства дорог и сегодня. Об этом нам рассказал уже бывший сотрудник правоохранительных органов, который расследовал хищения бюджетных денег.
По его словам, сейчас полиция, СБУ и НАБУ расследуют несколько уголовных дел о нарушении технологии строительства автодорог и ДБНов дочерними компаниями турецкого гиганта «Онур» в Украине.
Напомним, «Онур» — это турецкая группа дорожных компаний, в состав которой входят ее украинская дочерняя фирма «Онур Конструкцiон Интернешнл» и Представительство «Онур Тааххют». Строят и ремонтируют автодороги в Украине эти компании еще с середины «нулевых» годов.
Две дочерние компании работают в Украине с 2000-х Иллюстрация: СтопКор
Как рассказал ексруководитель сектора инфраструктуры Офиса эффективного регулирования BRDO Владислав Притоманов, ООО «Онур Конструкцiон Интернешнл» работает с отечественными средствами дорожного фонда, тогда как турецкая компания имеет дело с деньгами международных финансовых институтов, таких как ЕБРР и ЕИБ.
Группа компаний «Онур» успешно заявила о себе в мире, однако в Украине зарекомендовала себя неоднозначно. Если наши чиновники работой дорожников с мировым именем довольны, то у правоохранителей и представителей общественности немало вопросов к работе «Онур».
Эти дорожные фирмы — фигуранты не менее 30 уголовных производств, большинство из них — за растрату государственных денег, нелегальную добычу материалов для строительства, подделку документов и тому подобное.
«Онур» фигурирует в нескольких десятках уголовных производств Фото: СтопКор
Еще в 2006-м Генпрокуратура возбудила дело против компании за присвоение государственных средств. По версии ГПУ, «Онур» перечислил полмиллиона двум фирмам по щебень, не поставили на ремонт трассы Киев-Одесса. Прокуроры три года пытались доказать, что это кража бюджетных денег, а с 2009 года упоминания дела в реестре прекратились.
В 2011 году против руководителя компании «Онур» Йылдыза Бирола открыли дело за подделку справок о стоимости выполненных работ и акт их приемки. Дороги строились в рамках Евро-2012. Суд признал виновным Бирола, но к ответственности его так и не привлекли в связи с истечением срока давности. Был и второй приговор для Йылдыза Бирола за служебную халатность, но он до сих пор руководит «Онур».
В 2014 году производство против украинского «Онур» начали за завышение стоимости работ при ремонте столичных проспектов Бажана и Победы и за вывод 119 млн грн на счета фиктивных фирм. А уже через год — возбудили дело за вывод в наличные 101 млн через фиктивные фирмы.
В 2017 году, по данным столичных следователей, «Онур» перечислил ООО «Ингран» средства на приобретение бордюров, в дальнейшем эти деньги вывели в наличные и присвоили. А украсть большую часть денег удалось благодаря уменьшению плотности асфальта примерно на 40%. В деле также фигурируют должностные лица «Киевавтодора».
И все уголовные дела и разоблачения расследователей, очевидно, никак не пугают и не останавливают дорожников, которые продолжают заказывать «онуривцям» работы за бюджетные средства.